Серебряный возраст – новая ниша?
Одним из главных демографических трендов XXI века является старение населения. По данным ООН, к 2050 году количество пожилых (65+) людей в мире составит 1,6 млрд, а к 2100 г. — 2,5 миллиарда. Пандемия заканчивается, а население мира продолжает стареть. Посткарантинный мир ищет новые источники роста, и один из них – «серебряная экономика».
Мировой рынок уже давно обратил внимание на пожилую аудиторию, и с каждым годом появляется все больше стартапов, ориентированных на старшее поколение. Например, британский стартап Birdie разработал цифровую платформу по уходу за пожилыми людьми. Их решение включает различные приложения и подключаемые устройства для отслеживания состояния здоровья. Luvozo PBC, стартап из США, разрабатывает SAM — первого в мире робота-консьержа для пожилых людей. Калифорнийская компания CarePredict создала Tempo, браслет на запястье с микрофоном и динамиком, определяющий ежедневную активность. Tempo обнаруживает изменения, которые могут сигнализировать о возникновении серьезных проблем со здоровьем, и предупреждает медицинскую организацию о необходимости вмешательства. Рынок VR-технологий также не стоит на месте. Команда Rendever создала платформу виртуальной реальности для пожилых людей. Проект помогает преодолеть социальную изоляцию с помощью виртуальной реальности и совместного опыта. Технология предлагает пользователям «посетить» реальные страны, куда, к сожалению, уже не получится добраться из-за проблем со здоровьем.
В России рынок товаров и услуг для старшего поколения не настолько развит. Большинство предпринимателей, создавая продукт, ориентируется в основном на молодежь, хотя население пожилого возраста — это стабильно растущий потребительский сегмент. По данным Росстата, уже сегодня каждый четвертый россиянин — пенсионер. Продолжительность жизни увеличилась, теперь пора повысить ее качество. Важно, чтобы предприниматели учитывали потребности старшего поколения и создавали для них новые услуги и товары.
В последние годы в России также активно развивается инфраструктура поддержки социального предпринимательства. Специалисты могут найти поддержку как со стороны государства, так и со стороны различных инфраструктурных организаций, профессиональных ассоциаций и сообществ , таких как «Центр инноваций в социальной сфере» (ЦИСС), Агентство стратегических инициатив (АСИ), Фонд «Наше будущее», Центр развития некоммерческих организаций (ЦРНО), общественные организации «Опора России», «Российский союз промышленников и предпринимателей» и другие.
Если говорить про поддержку «серебряных» проектов, то здесь можно особо отметить деятельность благотворительного фонда «Добрый город Петербург». В рамках проекта «Активное долголетие» фонд помогает открывать соседские центры для людей старшего возраста 50+. В таких центрах проводятся бесплатные курсы по цифровой грамотности, а также танцевальные, спортивные, творческие занятия и лекции.
Также в настоящее время «Технопарк Санкт-Петербурга» активно развивает направление по работе с «серебряными» проектами. С февраля 2021 г. был объявлен конкурс на участие в Инновационной программе проекта OSIRIS — международной программе обучения для начинающих предпринимателей в сфере серебряной экономики. Главной целью программы является содействие развитию молодых проектов, которые помогут улучшить качество жизни старшего поколения.
В целом, в последние годы нельзя не заметить сильный скачок развития всего сектора социальных инноваций в России. Однако, на «серебряном» рынке России до сих пор большое количество свободных ниш, и даже существующие услуги находятся в глубоком дефиците. Низкая конкуренция, увеличение спроса и разносторонняя инфраструктурная поддержка дает большие возможности роста для предпринимателей и благоприятен для развития «серебряных» инициатив.